Связь параметров линейной модели летчика с качественной оценкой управляемости
Легко видеть, что для различных по динамике объектов передаточная функция линейной модели летчика будет различной. В пределах определенной структуры модели летчик будет вводить сигнал производной или сигнал интеграла или и то и другое вместе в свой «закон регулирования» с тем, чтобы удовлетворить некоторому критерию оптимальности регулирования. Исследования [55], предпринятые для выяснения этого критерия, показали, что человек работает в режиме компенсаторного слежения приблизительно так же, как работал бы линейный регулятор с ограничением среднеквадратического уровня управляющего воздействия, оптимизированный по минимуму среднеквадратической ошибки слежения.
Можно предположить, что качественная оценка летчика управляемого объекта находится в определенной связи с динамикой этого объекта или, иными словами, с параметрами передаточной функции, которую реализует летчик. Если воспользоваться для систематизации качественной оценки летчика шкалой Купера (см. гл. I), то приведенное предположение равносильно предположению о существовании некоторой функции
ЪК=Я(Кя, ТиТ2,Т3,…), (5.35)
где БК — балл оценки по Куперу, минимум которой соответствует оптимальным характеристикам управляемости.
При оперировании числами, выражающими оценку летчика, необходимо соблюдать осторожность, так как оценка — субъективный фактор, зависящий от опыта летчика, его ассоциаций, понимания им задачи и т. д. Оценка поэтому должна рассматриваться как сугубо относительная величина.
Уравнение (5. 35) можно разложить в ряд Тейлора:
БК = /?0 + —+
0 1 дКл дТг
где Ro — «постоянная составляющая» оценки, различная для различных летчиков.
Имеющиеся экспериментальные данные [32] показывают, что лучшие оценки соответствуют передаточной функции линейной модели летчика вида W (s)=—^— .
Tas + 1
Эта тривиальная форма возникает, когда управляемый объект имеет динамику вида W0 (s) = — .
S
Для величины Кл также существует оптимальное значение. Оптимальная величина Ка не является универсальной константой, а зависит от динамики объекта, конструкции рычага управления и, возможно, от других факторов [49].
При небольших Тх и Т2 (менее 0,2 сек) ухудшение оценки незначительно и составляет 1—2 балла шкалы Купера. Однако, как только ди-
намика объекта изменяется, требуя от летчика больших значений Т, оценка резко ухудшается. При увеличении Т, кроме того, летчик работает все в большей мере нелинейным образом.
Итак, можно сформулировать необходимые (но не достаточные) условия хорошей управляемости объекта, выраженные в виде следующих требований к параметрам передаточной функции летчика;
1) передаточная функция летчика не должна содержать Т{ и Т2;
2) коэффициент усиления Кл должен находиться вблизи оптимального значения;
Рис. 5.42. Типичная зависимость Рис. 5.43. Типичная зависимость
БК (балла оценки по Куперу) от БК (балла оценки по Куперу) от
величины Т і величины К л
3) полоса пропускания замкнутой системы «летчик — объект» не должна быть менее полосы частот спектра входных возмущений;
4) запас устойчивости по фазе для замкнутой системы должен составлять 40—80°.
Последние два требования связаны в какой-то мере с обеспечением минимума среднеквадратической ошибки слежения.
Введение Т! приводит к сильному ухудшению оценки, прогрессирующему с увеличением потребной величины Т.
Введение Т2 приводит к слабому ухудшению оценки. Неоптимальное значение Кл приводит к слабому ухудшению оценки, прогрессирующему с отклонением Кл в обе стороны от оптимального значения.
Типовые зависимости балла оценки по Куперу от величин Ті и Кл приведены на рис. 5. 42 и 5. 43. График на рис. 5. 43 относится к продольному управлению самолета при условии Тх =0, Т2=0: Кл измеряется в усилии на штурвале, необходимом для его отклонения на единицу угла [32]. J J
Исходя из приведенных основных положений можно в ряде случаев чисто аналитическим путем составить представление о возможных характеристиках управляемости вертолета.
В качестве примера можно привести результаты расчета потребных параметров передаточной функции летчика [46]. В этом расчете передаточная функция летчика принималась в виде —_ 1)
o, im2 + o,4s+r
В табл. 5. 2 приведены полученные результаты для трех летательных аппаратов: самолет Грумман АО-1 «Мохавк», вертолет Сикорский S-55 и гипотетический вертикально взлетающий самолет. Данные таб-
Заданный Управляемый объект
лицы дают хорошее представление о сравнительных характеристиках управляемости различных летательных аппаратов в свете изложенного подхода. Пользуясь изложенным методом, можно поставить задачу об оптимизации передаточных чисел автопилота с точки зрения управляемости.
Рассмотрим структурную схему (рис. 5.44). Задача отыскания он — тимальных передаточных чисел автопилота тогда может быть сформулирована следующим образом. Аппроксимируя блок «летчик» передаточной функцией = —-1——— нужно найти такие передаточ-
e U Is 4* ч (Tps + 1)
ные числа іЛ и автопилота, имеющего, например, передаточную функцию lFAn для данного вертолета с передаточной функцией
> чтобы, при условии выполнения перечисленных требований, величина Гл, генерируемая летчиком, была бы минимальной.
Предварительно обратим внимание на следующее. Если в предельном случае устремить к нулю передаточные числа і и іш, то в итоге мы получим объект, который летчик будет вынужден стабилизировать сам, реализуя коэффициент усиления /Сл, соответствующий передаточному числу і и постоянную времени упреждения Тл, соответствующую отношению — с добавлением собственного, свойственного ему запаздывания т. і
По мере увеличения передаточных чисел, очевидно, управляемый объект — вертолет с автопилотом — будет все больше отличаться от исходного — вертолета без автопилота. При этом летчику придется все в меньшей мере генерировать постоянную Времени Та, потребную для обеспечения надлежащих запасов устойчивости замкнутой системы по фазе и по амплитуде.
Представляет интерес проанализировать, каким образом постоянная времени упреждения Та, генерируемая летчиком при пилотировании вертолета с автопилотом, будет зависеть от передаточных чисел автопилота.
В табл. 5.3 приведены значения запаса по фазе, запаса по амплитуде и коэффициента усиления летчика Ка при условии Гл=0, Т=0 для различных передаточных чисел автопилота на вертолете с динамикой,
соответствующей передаточной функции. W0 =———— 1—— ,
(0,35s + 1) s
циент усиления выражен в градусах угла тангажа, отнесенных к градусам отклонения автомата перекоса (при этом частота среза замкнутой системы сос=1,0 1/сек).
Из рассмотрения полученных результатов можно сделать вывод о том, что при всех реальных значениях передаточных чисел вертолет с. автопилотом удовлетворяет минимальным требованиям управляемости. Правда, с повышением передаточных чисел увеличивается запас по фазе для замкнутой системы, что, вероятно, должно положительно сказаться на характеристиках управляемости [50].
Указанный подход позволяет в общих чертах произвести оценку управляемости вертолета, что является крайне важным при проектирова
нии новых вертолетов и вертолетов необычных схем. Для более детальных выводов ехце необходимы экспериментальные исследования применительно к каждому конкретному случаю.
Приведенные выше соображения не позволяют выработать общих правил для оценки управляемости вертолета с автопилотом, что неудивительно, так как упомянутая задача является частью еще не решенной проблемы создания общей теории управляемости летательных аппаратов. Однако она в какой-то мере проясняет сложную картину взаимодействия человека и машины, которую представляет собой пилотируемый полет вертолета, и в ряде случаев позволяет сделать практические выводы.